Дорогие коллеги!
В социальной сети "Мой мир", в сообществе Библиотекари, объединяйтесь! появились сатирические заметки Марины Кисленко,"Библиотека: полярность взглядов. Читатели о нас и мы о них".
Поскольку не все являются участниками этой сети, перепечатываю статью. Читайте и комментируйте: согласны ли вы со всем сказанным Мариной?
Библиотека: полярность взглядов.
Читатели о нас и мы о них
Что такое Библиотека? Взгляд со стороны: просторные светлые залы, множество книг, сосредоточенные молчаливые люди, её Величество Тишина, неторопливые сотрудники с ручками в руках, постоянно склонившие свои головы над работой (книгами, журналами, клавиатурой ПК).
Копнём глубже. Библиотека это –
• Множество запретов – от собак до роликовых коньков. «Правила»: от обслуживания читателей (которых в последние годы кто-то умный назвал «пользователями», видимо потому, что читать по-настоящему все уже разучились, а в Библиотеку идут попользоваться книгами или услугами, и как можно быстрей) до «Правил» поведения внутри помещения.
Негласное царство Тишины нарушено детскими голосами, которые раздаются из Компьютерного зала (т. е. Медиатеки). Да, интересно! Окунёмся в виртуальный мир! Прочь надоевшие книжки, здесь важна скорость и ловкость рук. Мозгам отводится место в качестве навигатора – следить за игрой, вовремя переключая каналы.
• Определённый график работы заведения – на вкус и цвет товарищей нет. Кому-то хоть с утра (это те, кто работает и учится со 2 смены), другим можно и на ночь остаться (в больших городах существуют ночные book-кафе). Не угодишь никому. В противном случае придётся менять Внутренние правила работы сотрудников, вводить 3 смены, индивидуальные графики и множество перерывов. Кстати, о последних..
• Тема «чайных пауз» довольно часто воспринимается с юмором или негодованием. В любом учреждении по утрам и после обеда можно видеть людей, явно местного состава, деловито снующих с чашками и бутылями для воды. (В летний период создаётся впечатление, что местного коллектива больше, чем всех посетителей библиотек вместе взятых). Часто это действие сопровождают запахи разного содержания. «Бульканье» предполагается, ибо по отдельным признакам в виде блестящих глаз и оживлённого поведения это можно заметить невооружённым глазом.
Реакции разные:
Читатель (пользователь) – «Ну вот, опять все куда-то ушли! Мне нужно срочно, я тороплюсь (школа, вуз, последняя электричка). Выскочат, суетливо дожёвывая на ходу, разгорячённые после бесед, пару раз переспросят, пока искать начнут – вечность пройдёт. А, не дай Бог, нет ничего…Опять я столько времени потерял: то книга выдана, то списана, то нет на месте и эта девица с испуганными глазами бормочет про какую-то проверку фонда. Нет, вот в наше время…»
Сотрудник –
«Ну, господи, опять принесло кого-то. Только села. Так – быстро проглотить, зырк-зырк в зеркало, помаду подправить и – на выход! – «Добрый день, что желаете!».
А в мыслях: «Ну хоть бы этот нормальный попался! И почему все думают, будто мы роботы какие-то, всегда должны быть готовы (даже яйцо через 5 минут), куда партия прикажет: хоть к полёту в космос, хоть в подвал, книги грузить.»
Да, у нас отдел обслуживания. (Слово-то какое, напоминает магазин и образ советской продавщицы 70-х. Впрочем, по тому типу и виду, какими нашу профессию изображают в кино и печати, мы так и остались на этом уровне. Даже в эпоху всеобщей компьютерной революции!).
Да, у нас официально в библиотеке нет обеда. Но мы же люди, хотим пить, есть и совершать обратные действия, что остаётся иногда проблемой. А вы сами-то попробуйте… Хотя бы поискать что-нибудь… Каково?»
Идём дальше…
Для непосвящённых Библиотека часто напоминает склад со множеством книг, где копошатся фигурки людей, что-то несут, передвигают, расставляют. Слышатся непонятные уху термины: СКС, ББК, «система», «Ирбис». Слово «каталог» с ударением на предпоследнем слоге воспринимается как удар хлыстом. На этот звук (равно как и человека, его произносящего) оборачиваются с раздражением, не всегда умело скрываемым.
Итак,
Зал каталогов. Святая святых для старейших завсегдатаев библиотек; куча деревянных ящиков древней конструкции с непонятными словами - для поколения «NEXT» и смутные воспоминания для тех, чьё розовое детство уже посыпано пеплом жизни. Рассмотрим кратко типы людей, которые посещают сей уголок необъятного храма книги:
• Читатель-Новичок. Заходит робко, медленно передвигаясь справа-налево, блестящие ящики сводят с ума, в глазах рябит от цифр и строчек. Спасите! Кто будет моим GPS?
• Студент «советского розлива». Уверенно подходит к АПУ (АК или СК), внимательно смотрит, вспоминает…
- Девушка, а что значат эти символы?
- Какое требование? Раньше этого не было (недоумённо)
- Почему только читальный зал? Плохо! Такая большая библиотека, а взять нечего!
• Залётный начальник.
- Девушка, я тороплюсь! Быстро найдите мне то-то и то-то, мой друг у вас тут брал.
- Какой автор?! Не помню.. Ну вот же книга была, белая такая (и «пушистая»), большая.., с чёрной полосой… (Варианты: маленькая и зелёная, толстая красная и др.).
- Как, нет в библиотеке? Не может быть! Мой друг брал у вас недавно. (Действие могло быть в «период застоя»).
- Отксерить можно? (Бывало и «ксерануть». Приличное выражение «сделать ксерокопию» появилось в лексиконе наших соотечественников сравнительно недавно).
Отдельная категория – посетители, которым нужно «хоть что-нибудь», иногда они сами даже сформулировать не могут, что именно. Головная боль для библиотекарей всех отделов. Впрочем, иногда это бывают хорошо замаскировавшиеся любознательные индивиды.
Подразделяются на:
• Школьники (обоих полов). Если такой посетитель задал Вам сакраментальный вопрос – «Нам нужно что-нибудь о…», не советую, по личному опыту, сразу метаться в разных направлениях, подобно капле воды на горячей сковородке. Результат может быть непредсказуем, когда после часового листания всех поисковых баз выясняется, что человеку нужно было всего лишь определение термина или, чего лучше, самостоятельно написать сочинение на заданную тему (и не всегда литературную).
Лучший вариант поведения: со словами «поищем вместе» взять индивида за руку, подвести к месту поиска, указать на конкретный объект, дать время на осознание и закрепление увиденного (принцип физиолога Павлова должен действовать чётко!). Пояснения нужно давать медленным спокойным голосом, попутно заполняя образец (в частности, Требование на книгу / статью).
После многократного повторения есть шанс заполучить «уверенного пользователя». Иногда – лучше сделать всё самим и выдать обладателю пустого взгляда готовый продукт, попутно уверив в его отличном качестве.
• Пенсионеры. С ними следует обращаться бережно, памятуя о том, что жизнь течёт… И собственный статус может измениться, глазом моргнуть не успеешь.
• Новоиспечённые студенты «периода рыночной экономики».
Неизвестно, чем думают преподаватели многих российских вузов, но в последнее время обычной стала такая картина:
Приходит измученный студент в библиотеку, в Зал каталогов, в глазах робкая надежда – а может быть?
- Нам дали тему…(Спектр больше радуги). Нет, списка литературы не дали, я заочно учусь. Специализация звучит … С чем связано? Наверное … и …..
Библиотекарь судорожно напрягает мозг, в голове калейдоскоп, включается персональный компьютер:
- Хорошо. Посмотрим то и это. Подходит?
- Давайте начнём с определения, возьмите словарь.
- Вот несколько книг. Я думаю, что здесь это найдётся. Ключевых слов нет, но, если рассуждать логически…
- Вот интересная статья, но … Извините, данного источника нет в библиотеке. Вы можете заказать копию по ЭДД. Что это такое? Обратитесь в Интернет-класс.
- Или по МБА. Да, платно, через 2 недели. Не успеваете? А когда дали тему, в сентябре? (Сегодня – 21 декабря, скоро сессия!).
- К сожалению … Идите в Интернет (мягкий аналог почтового адреса, популярного в России).
С долей иронии и язвительности мы пробежались по библиотеке и основными типичными ситуациями, связанными с людьми извне.
А теперь давайте обратим свой взор вовнутрь, заглянем за всегда скрываемый от общественности занавес внутренней жизни провинциальных библиотек вкупе с библиотекарями. Развеем с годами устоявшееся мнение о том, что представляет собой работа в библиотеке на самом деле.
Перечислю вкратце все прелести «лёгкой библиотечной профессии»: пыль, запах свинцовой краски; многочасовое сидение (от 4 до 8 часов); отсутствие нормальных бытовых условий (гигиена, питание, освещение, вентиляция, климат-контроль); поднятие и перемещение тяжестей; ежемесячная гонка на выносливость и ежесекундная «боевая готовность». И главное – невозможно почувствовать себя полноценной Женщиной в красивой одежде!
Итак, предлагаю вашему вниманию некоторые наблюдения, основанные на богатом личном опыте (19 лет деятельности в библиотечной среде).
Первое наблюдение. Запахи :
После 2-х выходных подряд, отпуска или длительного отсутствия в библиотеке, входящему за входную дверь прямо в вестибюле ударяет в нос запах пыли, затхлости, а, иногда и еды.
В то приснопамятное время, когда в библиотеке был буфет (или более известное заведение под названием детское кафе «Радуга»), разнообразие запахов позволяло сходу определить меню текущего дня.
Конечно, наличие кафе – благое дело, но в крупных заведениях этот мир стараются разместить либо в подвальных помещениях с хорошей системой вентиляции (пример: СОУНБ им. Белинского, Екатеринбург). Либо отказаться от процесса приготовления пищи в этом же здании и продавать только готовую продукцию.
В противном случае бедным посетителям библиотеки подаётся новое блюдо «любимая книга с запахом», а некоторые отделы библиотеки аромат пригоревшей еды сопровождает весь рабочий день, отрицательно воздействуя на нервную систему и вызывая постоянный повышенный аппетит.
Второе наблюдение. Книжная пыль :
Пыль является главной Царицей, которая правит бал в храме по имени Библиотека. Книги – это всего лишь удобные предметы, на которых возлежит эта неизменная спутница Знаний и Вечности. Особенно запах пыли чувствуется при посещении закрытых фондов читальных залов и книгохранения, а также и ощущается реально при общении с деревянными ящиками в Отделе каталогов.
Книжная пыль… Как много про неё сказано, а что не сказано выше, добавлю далее в своих весьма сатирических заметках (прочитав которые, человек с повышенным чувством патриотизма по отношению к профессии вправе упрекнуть меня в отсутствии оной. Но, извините, уважаемый! Всё написанное относится скорее к описанию реального быта российских библиотекарей, которые вынуждены работать в «особых условиях, приближенных к боевым» ).
Как известно, большинство российских библиотекарей – женского пола. Ваше счастье, если вы не принадлежите к числу тех, кто любит модно одеваться. Впрочем, в библиотеках такой тип людей встречается очень редко. А если и занесёт каким-то ветром сюда упомянутую категорию, то ненадолго либо на должность, совсем не связанную с общением с книжными томами.
Помните, на ТВ была реклама «Белое не надевать..»? Этот принцип применим на 250% для библиодам на кафедрах выдачи и в Отделе каталогов. Ибо в течение рабочего дня, когда ты шествуешь гордо со стопкой книг, нежно прижав их к себе, как дитя, твоя белая или светлая блузка последовательно принимает все оттенки серого. А если ты бурно двигаешь каталожные ящики или сладко возлежишь на газетах, твои рукава моментально чернеют от обилия свинцовой краски. (Чем не образец новой услуги «Эротическое шоу в библиотеке»?) Запах краски свинца вместе с пылью подарит тебе изумительный аромат и целый букет бронхо-лёгочных заболеваний. Особенно, если твой стаж далеко больше 10 лет.
Третье наблюдение. Одежда и обувь :
Прочитайте вышенаписанное наблюдение № 2 и проникнитесь эмоциональной окраской сказанного.
Кроме того, твоя роскошная одежда не должна быть слишком открытой, либо изящной. Поясню. Летом, при отсутствии отопления (начиная с 15 мая), только 1 час в каменном здании с мраморными полами способен принести лёгкую простуду, учитывая всеобщее отсутствие вентиляции и наличие большого объёма свободно гуляющего воздуха в виде сквозняков. Разумеется, в каждой библиотеке встречаются «моржи», но их намного меньше, чем нормальных теплокровных особей.
Сильно открытые части тела не только рискуют замёрзнуть, но и получить лёгкие телесные повреждения в виде «стрелки» на колготках, царапин на коже, «затяжек» на одежде, дырочек и прочих неприятных ситуаций.
Поэтому в летнее время тем, кто активно и быстро двигается либо сидит в знаменитой позе роденовского мыслителя намного выгоднее ходить в брюках или юбках «офисной длины». А верхнюю часть гардероба лучше иметь тёмных или пёстрых оттенков.
Что касается обуви… Это особая категория в среде российских библиотекарей. К сожалению, в отечественной обувной промышленности данная удобная продукция напрочь отсутствует. Имеется в виду то, что можно купить на более чем скромную зарплату труженика библиотек. Изделия типа «Скороход» или «Уралобувь», конечно, прочные. Но производство этих марок давно кануло в Лету.
Китайские и турецкие «одноразовые» туфли, блестяще выполненные из кожзаменителя, годятся максимум на полгода и нога вних, естественно, не дышит. А он (нога, то есть) ещё должна выдерживать пробеги на приличное количество километров по маршруту «вперёд-назад-по диагонали» ежедневно! Домашние тапочки удобны, но, согласно Правилам этикета и корпоративному стилю, совершенно неуместны. Может появится когда-нибудь обувь для библиотекарей?
И на влажном линолеуме и мраморном полу можно передвигаться очень медленно. В идеале, по Правилам техники безопасности, в это время люди не должны передвигаться совсем. Рекомендуется открыть окна и фрамуги и делать производственную гимнастику.
Но библиотекари вечно куда-то спешат. У них свой внутренний конвейер, им нельзя тратить драгоценное время на отдых во время уборки помещения. Максимум, что можно себе позволить – оторваться на чашку чая, пока там уборщица наводит глянец на пол.
Да и вопрос перерывов на рабочих местах трактуется неоднозначно. Существуют какие-то регламентированные нормы советской эпохи. Но в библиотеках, в идеале, не соблюдается ничего – то нехватка кадров, то «завал» книг и периодики, то гонка под девизом «быстрее, выше, сильнее».
Что уж тут удивляться портрету российского библиотекаря годам этак к 45?
Четвёртое наблюдение. «Лёгкая работа» :
Ещё один стереотип, который живёт в умах российских граждан ещё с советских времён. Лично мне его развенчал известный в России человек, на первом курсе института (1986-1990) прочитав изумительную лекцию «Введение в специальность». Это был Эдуард Рубенович Сукиасян, волею судьбы оказавшийся в нашем вузе (Челябинский институт культуры, вероятно, по приглашению).
Посмотрим, что обозначает это понятие и обратимся к словарю (С. И. Ожегов. Словарь русского языка. С. 321, 2 столбец).
«Лёгкая задача, работа» - «Исполняемый, достигаемый, преодолеваемый без большого труда, усилий».
Интересно, как можно назвать лёгкими виды деятельности, выполняя которые современный российский библиотекарь должен:
1. Ежедневно сидеть на рабочем месте в однообразной позе по 4 – 6 часов;
2. Совершать многокилометровые пробеги по зданию или закрытому фонду прямо пропорционально количеству посетителей. Коэффициент запрошенных тем может возрастать в геометрической прогрессии.
3. Подавляющее большинство работающих в провинциальной библиотеке относятся к женскому полу, однако по количеству погрузочно-такелажных работ иногда этот мир можно сравнить с деятельностью небольшого приморского порта.
4. Современный российский библиотекарь имеет полное право нести почётное звание «Грузчик России» с получением именного удостоверения на право переноса тяжестей и проведения такелажных работ. При стаже более 10 лет впридачу он получает возможность посетить кабинет хирурга любого направления.
Средства малой механизации так и остались «малыми». Лифт работает только на три отдела. Остальные достойно несут своё многолетнее бремя на «слабых женских руках».
Особая миссия – погрузка макулатуры и движение фонда. Для этой цели привлекают всех, используя «метод цепочки» и тогда коллективная зарядка всем обеспечена. «Оздоравливающий» эффект от полученной нагрузки сохраняется на много дней вперёд.
5. При выполнении работ на определённых участках Библиотекарь ежедневно обязан загружать в свою память огромное количество информации, одновременно управляя как оперативной (мгновенной реакцией), так и данными своего «жёсткого диска», именуемого мозгом (знаниями и эрудицией). Даже ПК время от времени требуется перезагрузка, либо техника вообще ломается. Люди – они твёрже, «гвозди бы делать из этих людей…».
Очень хочется надеяться на то, что где-нибудь в этом веке появится Памятник российскому библиотекарю, который вот уже много поколений живёт на Земле и работает в любых условиях, подстраиваясь и мутируясь, как известные обитатели животного мира.
«Пока Земля ещё вертится, Господи, твоя власть…» Дай нам силы, терпения, мудрости и помоги!
17 комментариев:
По-моему Марина Кисленко этой статьей и воздвигла "памятник" российскому библиотекарю, о чем упомянула в самом конце :(
Библи:-)тека, это сарказм или согласие с написанным?
Скорее констатация факта :)Согласиться со многим не могу, а сарказмами, простите, не наделена :))
Что-то кроме меня не комментирует никто. У меня есть предположение: может некоторым мешает перед отправлением комментария необходимость вводить пароль на латинице? Вы, Л.М., всерьез боитесь спама?..
Библи:-)тека, спасибо за подсказку - я думала, что у меня нет здесь капчи. Постаралась исправить. Помогло?
Сама капчу терпеть не могу, и не всегда комментирую там, где предлагают ввести код.
Я за простоту и лёгкость ввода коментариев!
Хотя спамеры, конечно, хлопоты приносят. Время от времени забрасывают всякое непотребство, поэтому приходится постоянно быть начеку - не хочется, чтобы пришедший гость увидел в блоге рекламу секс-услуг и неприличные анекдоты.
В связи с этим вопрос - кто как с этим злом борется?
Нашему блогу 3 месяца, безобразий не было, хотя рисковали - у нас код доступа к блогу на главной странице открыт для всех. Вы, Л.М. предполагаете или у вас уже были неприятности (спам)?
Удивительно, что капча стоит у многих блогеров и они об этом даже не подозревают :)
P.S Проверка при отправлении этого сообщения опять была :( Надо в настройках блога функцию проверки отключить :)
Прикольно! Теперь у вас добавилась функция публикации коммента после одобрения :)))
Библи:-)тека, ещё раз поправила. Помогло?
А спамеры меня в "Мирах библиотек" постоянно одолевают, в БиблиоШколе и Копилке ни одного не было - интересно, почему?
Правда, и в Мирах теперь большую часть антиспамер улавливает, но иногда пропускает.
А раньше, полгода и более назад, вручную "ловила" по несколько штук спама в день(пошлые анекдоты и интимные услуги).
Убирать было не очень сложно, но надо было всё время быть начеку, а вдруг дети прочитают? Многие библиотекари детские этого и боятся.
Но согласна - капча очень затрудняет общение и отбивает желание писать, поэтому, пока сил хватает, буду обходится без неё, потому что без обратной связи блог - не блог.
Так что очередная проверка: как слышно, приём?
А что за антиспамер, просветите пожалуйста :)
На этот раз все опубликовалось без препятствий, Ура!!!
Тогда еще вопрос задам: какими энциклопедическими интернет-ресурсами вы предпочитаете пользоваться, когда помогаете детям начальных классов делать тематические рефераты? Ведь им нужно детское изложение. На днях не могли найти в интернете подходящий детский материал по теме "Культура древнего Китая". Простите, что вопрос не по теме поста, но мы капитально озадачились :(
Библи:-)тека, антиспамер есть в блоггере. Находясь на панели интрументов нажимаем "настройки", затем "комментарии", там есть вкладочка "спам" в которой отражены выловленные спамы. Посмотри...
Библи:-)тека, ресурами пользуемся разными, где найдётся. Каких-то конкретных сайтов нет. Перебираем то, что поисковик выдаёт.
Спасибо за советы по борьбе со спамом, посмотрела вкладку "спам" - ничего нет :)
А у меня постоянно заполняется, интересно - почему?
А у кого как?
Библи:-)тека, а в других блогах у меня всё с комментами в порядке?
Проверила на остальных - без проблем :)
Спасибо большое :)
Отправить комментарий