Дорогие коллеги!
В "Известиях" от 21.01.2011 напечатана статья Cергея Волкова "Как пройти в библиотеку".
Автор, уверена, хорошо известен большинству из вас - главный редактор газеты «Литература» («Первое сентября»), великолепный публицист, замечательный учитель (русского языка и литературы Московской государственной 57-й школы!).
Мы с Валентиной Васильевной Елтышевой имели возможность насладиться его блестящим ораторским талантом в Ульяновске, на одной из конференций РБА. Мысли Сергея Владимировича о чтении, современной школе, преподавании литературы очень мне близки. Как и эта статья, которая, думаю, будет вам интересна. Итак, читайте.
"Библиотека - один из самых демократичных институтов практически в любом обществе: ее услуги доступны, бесплатны, ее фонды должны быть современны и не подвергаться цензуре (в соответствии с принципами свободы доступа к информации, которые гарантированы нашей Конституцией).
Спросите современного среднего россиянина, что он знает о том, как живут сегодня библиотеки и что он может там получить? Как правило, он не знает почти ничего. Даже если активно пользуется услугами библиотек.
Как же на деле живут наши библиотеки, о важности которых не забывают говорить наши руководители? Как реализуют декларируемые принципы?
Принцип первый - общедоступность. Еще со времен принятия закона о местном самоуправлении финансирование учреждений культуры почти целиком (кроме нескольких библиотек федерального значения) отдано в регионы. Это значит, что если у местной власти есть деньги на содержание библиотеки, она живет. Нет - сокращается под прикрытием оптимизации расходов. Ибо структура-то целиком убыточная: денег не приносит, а фонды надо обновлять, зарплату платить... Зачем она нужна такая? Это не домыслы. Уже за 2004-2009 годы количество общедоступных библиотек в стране сократилось более чем на 5%, а сейчас специалисты фиксируют увеличение темпов этого процесса. То есть чем дальше - тем больше жители сел (в первую очередь!) и небогатых городов теряют возможность иметь библиотеку в пределах досягаемости. О шаговой доступности мы не говорим вообще.
А вот тенденция больших городов: из зданий в центре библиотеки зачастую стараются перевести куда-нибудь подальше, на окраину, в приспособленное помещение. Мол, доедут, кому надо, а земля и здания в центре - дорогие. Пусть банк какой-нибудь тут поживет.
Совсем худо обстоит дело в школах, где именно и есть та самая первая библиотека, которая приучит или не приучит человека читать и грамотно работать с информацией. Есть-то она есть, да только в связи с новой системой оплаты труда там, где работали два библиотекаря, остается один, а то и вовсе полставки, четверть... И, с одной стороны, от школы требуют внедрения современных информационных технологий, развития у детей умения вдумчиво читать, мыслить, а с другой - урезают все возможности иметь хорошую библиотеку и профессиональных сотрудников в ней.
Принцип второй - бесплатность. И тут появляется новый закон (ФЗ N 83), предлагающий библиотекам, школам и другим бюджетным учреждениям выбирать статус казенных (целиком на бюджете государства), автономных (зарабатывайте сами) или бюджетных (минимум - из бюджета, остальное зарабатывайте сами). При этом большинству библиотек казенными, судя по всему, не стать: закон ограничивает круг этих учреждений. Стало быть - зарабатывайте сами? Теми услугами, которые бесплатны во всем цивилизованном мире? Догадайтесь, что будет с библиотеками, особенно в маленьких населенных пунктах небогатых регионов, где и так с информацией не ах, книжных магазинов - и тех не хватает.
Принцип третий - современность фондов и доступность информации. Появился закон, требующий от учреждений любое приобретение нескольких предметов проводить через процедуру госзакупок, торгов, аукционов и т.п. И теперь книги - вовсе не штучный товар, который отбирается придирчиво, с любовью, чтобы соответствовал массе требований к качеству. И библиотека уже почти не может сама решать, с кем из издателей или книготорговцев она будет иметь дело. Теперь прав тот поставщик, который пообещает гору книг числом поболее, ценою подешевле, не вникая в то, что книги-то бывают разные. Он-то и получит право на поставку... чего? Макулатуры?
А тем временем мы говорим о гуманизации воспитания и развитии информационного общества, а также сокрушаемся о том, что народ стал меньше читать..."
А вот как комментируют эту статью наши коллеги
А что думаете по этому поводу вы?
В "Известиях" от 21.01.2011 напечатана статья Cергея Волкова "Как пройти в библиотеку".
Автор, уверена, хорошо известен большинству из вас - главный редактор газеты «Литература» («Первое сентября»), великолепный публицист, замечательный учитель (русского языка и литературы Московской государственной 57-й школы!).
Мы с Валентиной Васильевной Елтышевой имели возможность насладиться его блестящим ораторским талантом в Ульяновске, на одной из конференций РБА. Мысли Сергея Владимировича о чтении, современной школе, преподавании литературы очень мне близки. Как и эта статья, которая, думаю, будет вам интересна. Итак, читайте.
"Библиотека - один из самых демократичных институтов практически в любом обществе: ее услуги доступны, бесплатны, ее фонды должны быть современны и не подвергаться цензуре (в соответствии с принципами свободы доступа к информации, которые гарантированы нашей Конституцией).
Спросите современного среднего россиянина, что он знает о том, как живут сегодня библиотеки и что он может там получить? Как правило, он не знает почти ничего. Даже если активно пользуется услугами библиотек.
Как же на деле живут наши библиотеки, о важности которых не забывают говорить наши руководители? Как реализуют декларируемые принципы?
Принцип первый - общедоступность. Еще со времен принятия закона о местном самоуправлении финансирование учреждений культуры почти целиком (кроме нескольких библиотек федерального значения) отдано в регионы. Это значит, что если у местной власти есть деньги на содержание библиотеки, она живет. Нет - сокращается под прикрытием оптимизации расходов. Ибо структура-то целиком убыточная: денег не приносит, а фонды надо обновлять, зарплату платить... Зачем она нужна такая? Это не домыслы. Уже за 2004-2009 годы количество общедоступных библиотек в стране сократилось более чем на 5%, а сейчас специалисты фиксируют увеличение темпов этого процесса. То есть чем дальше - тем больше жители сел (в первую очередь!) и небогатых городов теряют возможность иметь библиотеку в пределах досягаемости. О шаговой доступности мы не говорим вообще.
А вот тенденция больших городов: из зданий в центре библиотеки зачастую стараются перевести куда-нибудь подальше, на окраину, в приспособленное помещение. Мол, доедут, кому надо, а земля и здания в центре - дорогие. Пусть банк какой-нибудь тут поживет.
Совсем худо обстоит дело в школах, где именно и есть та самая первая библиотека, которая приучит или не приучит человека читать и грамотно работать с информацией. Есть-то она есть, да только в связи с новой системой оплаты труда там, где работали два библиотекаря, остается один, а то и вовсе полставки, четверть... И, с одной стороны, от школы требуют внедрения современных информационных технологий, развития у детей умения вдумчиво читать, мыслить, а с другой - урезают все возможности иметь хорошую библиотеку и профессиональных сотрудников в ней.
Принцип второй - бесплатность. И тут появляется новый закон (ФЗ N 83), предлагающий библиотекам, школам и другим бюджетным учреждениям выбирать статус казенных (целиком на бюджете государства), автономных (зарабатывайте сами) или бюджетных (минимум - из бюджета, остальное зарабатывайте сами). При этом большинству библиотек казенными, судя по всему, не стать: закон ограничивает круг этих учреждений. Стало быть - зарабатывайте сами? Теми услугами, которые бесплатны во всем цивилизованном мире? Догадайтесь, что будет с библиотеками, особенно в маленьких населенных пунктах небогатых регионов, где и так с информацией не ах, книжных магазинов - и тех не хватает.
Принцип третий - современность фондов и доступность информации. Появился закон, требующий от учреждений любое приобретение нескольких предметов проводить через процедуру госзакупок, торгов, аукционов и т.п. И теперь книги - вовсе не штучный товар, который отбирается придирчиво, с любовью, чтобы соответствовал массе требований к качеству. И библиотека уже почти не может сама решать, с кем из издателей или книготорговцев она будет иметь дело. Теперь прав тот поставщик, который пообещает гору книг числом поболее, ценою подешевле, не вникая в то, что книги-то бывают разные. Он-то и получит право на поставку... чего? Макулатуры?
А тем временем мы говорим о гуманизации воспитания и развитии информационного общества, а также сокрушаемся о том, что народ стал меньше читать..."
А вот как комментируют эту статью наши коллеги
А что думаете по этому поводу вы?
2 комментария:
С переходом на НСОТ с декабря, в учреждении только и слышишь "платные услуги". Готовится стенд (огромный) с информацией о платных дополнительных образовательных услугах. Директор предложил подумать, поэтому поводу. Звучит как приговор, неправда ли?
Сегодня как раз прочитала в местной газете, что "муниципальные учреждения должны определиться со своей судьбой до лета текущего года... В администрации НГО создана специальная комиссия и разработан план мероприятий".
Нам остаётся только ждать...
Отправить комментарий