КТО ЗАЧИСЛЕН В НАШУ ШКОЛУ?

понедельник, 14 февраля 2011 г.

Открытое письмо об уничтожении детских библиотек

Дорогие коллеги!
В сети появилось письмо Президенту об уничтожении детских библиотек. Его перепостили уже несколько сотен человек - библиотекарей, критиков, писателей, родителей. Последуем их примеру.

 
Президенту РФ Д. А. Медведеву.
Премьер-министру РФ В. В. Путину.
Министру культуры РФ А. А. Авдееву.

Уважаемый господин президент!
Уважаемый господин премьер-министр!
Уважаемый господин министр!

С письмом к вам нас заставило обратиться катастрофическое положение в России с детскими и не только детскими библиотеками.

В двадцатом веке в нашей стране сложилась мощная сеть детских библиотек, которая повлияла и продолжает влиять на библиотечное дело в других странах. Сегодня детские библиотеки каждый год открываются в Японии, Южной Корее, Великобритании, Италии, Китае, Сингапуре, Нидерландах и других странах.

В то же время у нас они закрываются в массовом количестве. Причем большую роль в этом сыграл Федерального закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. В течение последних лет в России каждый год исчезает несколько сотен библиотек взрослых и несколько десятков детских. В одной только Карелии с 2001 по 2009 года исчезло 85 библиотек (данные ГИВЦ Минкультуры). И закрывают их не только из-за уменьшения количества жителей. Это происходит в ходе так называемой оптимизации, а также из-за отсутствия средств, как, например, в Калининградской области, где за один 2009 год закрыли 25 библиотек (ГИВЦ Минкультуры).

Число детских библиотек в России после принятия упомянутого закона уменьшилось на 400. К настоящему моменту в Ленинградской и Воронежской областях закрыто по 15 детских библиотек, в Чувашии и Татарстане по 10, в Пермском крае 7 и т.д. (РГДБ). И это при том, что дети составляют 33 – 35% от общего количества посетителей библиотек, а на селе 40-45%. Часто детские библиотеки исчезают потому, что их объединяют со взрослыми или юношескими библиотеками. Однако социологические исследования показывают, что дети в такие библиотеки идут с гораздо меньшей охотой. Не зря в «Руководстве по библиотечному обслуживанию детей» Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (М.,1995) говорится: «Дети … нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как свое собственное детское…». Кроме того, как показывает опыт, детская библиотека, становясь отделом взрослой или юношеской, гораздо хуже финансируется и комплектуется, а это нарушает приоритет интересов детей, о котором говорится в Конвенции ООН о правах ребенка, а также Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

До принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в России, наряду с детскими библиотеками-филиалами существовали центральные детские библиотеки, которые оказывали методическую помощь и квалифицированно занимались комплектованием фондов детских библиотек города или района. Теперь они переведены либо в разряд библиотек-филиалов, либо также стали отделами взрослых библиотек.

Однако положение, во всей видимости, станет еще хуже после принятия в прошлом году Федерального закона №308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который перевел библиотеки вместе с другими бюджетными учреждениями на систему государственного (муниципального) заказа. От нее уже пострадали многие региональные библиотеки, перешедшие ранее на эту систему, которым учредители отказались финансировать методическую, исследовательскую и информационную деятельность, оплатив только работу по библиотечному обслуживанию. В результате библиотеки могут потерять статусы республиканских, краевых или областных, а, следовательно, может произойти смена формы собственности (с государственной на муниципальную). Центральные муниципальные библиотеки могут лишиться статуса методического центра по библиотечному обслуживанию детей. А средняя зарплата российского библиотекаря 4-5 тысяч рублей станет еще меньше.
Все эти действия противоречат постоянным призывам чиновников о необходимости привлечения к чтению, а также Национальной программе развития чтения. Поэтому хочется напомнить, что современные детские библиотеки это важнейший социальный институт, обеспечивающий равные возможности образования и творческого развития для всех детей. Он помогает не только воспитанию нового интеллектуально развитого и культурного поколения, но и профилактике социальных конфликтов.
В результате недальновидной политики в отношении библиотек, а также культуры и образования вообще, россияне с каждым годом читают все меньше. По данным ВЦИОМа сегодня 34 процента взрослых не берут книгу в руки. А по данным PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) в течение последних 9 лет российские школьники по читательской грамотности (как и по другим дисциплинам) показывают стабильно плохие результаты (в 2009 году 43-е место из 65).

Для исправления ситуации мы требуем от Президента и Правительства пересмотреть свою непродуманную политику в отношении библиотек (как взрослых, так и детских), улучшить их финансирование, а также внести в законодательство поправки, обеспечивающие сохранение детских библиотек, иначе Россия и дальше будет скатываться в пропасть невежества.

Для того, чтоб подписаться под письмом надо просто прислать на адрес dvigg@mail.ru свои инициалы и указать род занятий. Подписи собираются до конца февраля. Приветствуется размещение письма в блогах и на сайтах. Полный список подписавшихся скоро можно будет увидеть на сайте Фестиваля Чуковского сhukfest.ru

Во многих блогах развернулись бурные комментирования по поводу этого письма и ситуации с библиотеками в стране.

Например, в блоге "Как пройти в библиотеку" СОБДЮ:
Мне очень понравилась цитата из Сергея Лукьяненко: "СССР был страной, которая считала людей (и своих граждан в первую очередь) потенциально куда лучше, чем они есть. И всеми силами и методами, от хороших и до не очень, заставляла их становиться лучше. Это вызывало достаточно закономерную реакцию протеста, благо поводы возмутиться были. Но в результате, как ни странно, люди действительно становились умнее, добрее, сильнее. Россия ныне страна, которая считает людей (и своих граждан в первую очередь) потенциально куда хуже, чем они есть. И всеми силами и методами, от хороших и до не очень, заставляет их не становиться хуже. Это вызывает достаточо закономерную реакцию протеста, благо поводы возмутиться есть. Но - вот ведь странно - в результате этих действий люди становятся глупее, злее и слабее..."

Это письмо уже выставили на сайте Общественной палаты.
 Фамилии всех, подписавших письмо можно увидеть здесь.
В первой двадцатке:
1. Эдуард Успенский, детский писатель
2. Ирина Сазина, преподаватель вуза
3. Дина Сабитова, филолог, детский писатель
4. Михаил Яснов, детский поэт, переводчик
5. Вадим Левин, детский писатель, педагог, психолог
6. Денис Гордеев, художник
7. Юрий Энтин, поэт
8. Елена Фельдман, студентка
9. Марина Бородицкая, поэт, переводчик
10. Елена Артеменко, домохозяйка
11. Сергей Георгиев, детский писатель
12. Валерий Воскобойников, детский писатель, председатель секции детской литературы Союза писателей С-Петербурга
13. Александр Тимофеевский, поэт, драматург
14. Антон Скулачёв, студент-филолог (РГГУ), преподаватель
15. Борис Грачевский, директор детского юмористического киножурнала «Ералаш»
16. Виктор Лунин, детский писатель, поэт, переводчик
17. Наталья Дьякова, журналист
18. Сергей Белорусец, детский поэт, председатель оргкомитета Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского, президент Фонда поддержки творчества РАзножанровых Детских Авторов "РАДА", секретарь Союза писателей Москвы, эксперт по проблемам Детства Общественной Палаты РФ
19. Сергей Махотин, детский поэт, писатель, редактор детских программ "Радио России"
20. Артур Гиваргизов, детский писатель


Круг подписавших, постоянно пополняется. Присоединяйтесь.

Поделись ссылкой
Сделай закладку

4 комментария:

BB комментирует...

В конце XIX века Чеховым и Толстым - писателями, имевшими огромное влияние на интеллигенцию страны, была высказана мысль о необходимости просвещения страны как единственном пути улучшения жизни. Поэтому на образовании не экономили.Библиотеки всегда,особенно детские и школьные, выполняли просветительскую миссию...Идея замечательная, но у нас же, как всегда, "до основания разрушим, а потом мы наш, не всегда лучший, а чаще худший мир строим. И опять выплескиваем с мутной водой младенца. Д.А.Медведеву, человеку от науки, ну как не встать на защиту такого важного института как детские библиотеки

Марина Валерьевна комментирует...

Совершенно согласна с авторами письма: такая политика (совершенно непродуманная или откровенно продуманная) ведет к уничтожению культуры и образования, а в итоге - к развалу страны

Л.М. комментирует...

ВВ, в том-то и дело, что как-то не рвётся он на защиту библиотек и образования, увы...
Защищал бы - не было бы повода такие письма писать :(

Л.М. комментирует...

Марина Валерьевна, что-то уже плохо верится в непродуманность - очень уж планомерно и настойчиво всё разрушают, не обращая никакого внимания на все протесты :(